Игры с ребенком с РАС. Рекомендации специалистов

17.08.2022

Играть с ребенком с РАС можно и нужно как в кабинете специалиста, так и дома💯!

Все наши усилия направлены в конечном счете на то, чтобы ребенок пользовался навыками в реальной жизни👌, а не показывал откатанную программу на уроке, занятии или утреннике. Но если на занятии со специалистом все понятно: зашел, разделся, повесил карточку приветствия и ура - час игр настал🔥! Но как быть дома, где играм может уделяться по 20-30 минут раз-два в день?

Основные правила сейчас обозначу👇

🔹Вы можете играть в 1-2 игры стихийно по ходу дня, если возникла необходимость, например, чтобы отвлечь ребенка в очереди⏰, или если от него была инициатива💪.

🔹На первом этапе самых простых игр - мы эту инициативу поддерживаем как можно чаще.

🔹Здесь если выбирать между правилами взаимодействия и удовольствием от него🤝, мы, естественно, выбираем удовольствие💯.

🔹То есть, если ребенок тащит вас играть в свою любимую игру, нужно соглашаться.

Но правила важны, просто мы их вводим мягко и поэтапно👌. Границы должны быть, потому что они есть в человеческом взаимодействии. Важно научить ребенка, что только при определенных условиях вы пойдете с ним играть, а если они не выполняются, то можете отказаться. Так мы приучаем ребенка к реальной жизни. В том числе, чтобы вас не тащили играть из постели, из туалета🙆‍♀‍, в момент, когда вы готовите еду на кухне😉

Вы должны сформировать привычку играть только в одной комнате. Удобно будет, если вы отведете под игры определенное время в своем графике, а для ребенка введёте визуальное расписание. Тогда вы сможете понятным ребенку образом обосновать "сначала обед, потом музыка, потом играть".

Что касается повтора игр: у ребенка однозначно появятся любимейшие игры, в которые он будет хотеть играть снова и снова🔥.

Такая ситуация сначала радует (потому что от ребенка исходит инициатива, он замотивирован на общение), а потом начинает сильно беспокоить родителей и специалистов - а что если он начнет играть в одну и ту же игру, и я не смогу его остановить❓

Во-первых, если знать правила организации простых сенсомоторных игр и сенсорные предпочтения ребенка, то легко можно придумать несколько аналогичных игр с предпочитаемыми ребенком ощущениями, которые так же ему понравятся, как любимая игра 💙

Во-вторых, с определенного момента в занятие нужно вносить организующие элементы: ритуалы начала и конца занятия, уборку, ритуал завершения игры, визуальное расписание.

✔До их введения можно повторять любимую игру по нескольку раз за занятие: поиграли в одну, перешли к другой, вернулись к первой - это абсолютно нормально в самом начале, на первых этапах программы игротерапии👌.

✔После введения организующих элементов, особенно, визуального расписания, выбор игр тоже начинает подчиняться правилам.

Чтобы не сталкиваться с резким протестом, я рекомендую сделать для любимой игры несколько карточек-дублеров. Это позволит играть в нее несколько раз за занятие, но количество этих раз уже находится под вашим контролем. Постепенно вы убираете дублёры и оставляете только одну карточку любимой игры. Любая, даже самая разлюбимая, игра может быть проведена на занятии только один раз❗Это правило. Ребенок его выполняет, потому что доверяет вам 🤝, потому что в занятии, в принципе, все игры нормальные и попадают в его предпочтения и потому что есть внешняя опора в виде карточек и структуры занятия.

 

Источник

 

 

К списку...


Поделиться