Игры с ребенком с РАС. Рекомендации специалистов
17.08.2022
Играть с ребенком с РАС можно и нужно как в кабинете специалиста, так и дома!
Все наши усилия направлены в конечном счете на то, чтобы ребенок пользовался навыками в реальной жизни, а не показывал откатанную программу на уроке, занятии или утреннике. Но если на занятии со специалистом все понятно: зашел, разделся, повесил карточку приветствия и ура - час игр настал! Но как быть дома, где играм может уделяться по 20-30 минут раз-два в день?
Основные правила сейчас обозначу
Вы можете играть в 1-2 игры стихийно по ходу дня, если возникла необходимость, например, чтобы отвлечь ребенка в очереди, или если от него была инициатива.
На первом этапе самых простых игр - мы эту инициативу поддерживаем как можно чаще.
Здесь если выбирать между правилами взаимодействия и удовольствием от него, мы, естественно, выбираем удовольствие.
То есть, если ребенок тащит вас играть в свою любимую игру, нужно соглашаться.
Но правила важны, просто мы их вводим мягко и поэтапно. Границы должны быть, потому что они есть в человеческом взаимодействии. Важно научить ребенка, что только при определенных условиях вы пойдете с ним играть, а если они не выполняются, то можете отказаться. Так мы приучаем ребенка к реальной жизни. В том числе, чтобы вас не тащили играть из постели, из туалета, в момент, когда вы готовите еду на кухне
Вы должны сформировать привычку играть только в одной комнате. Удобно будет, если вы отведете под игры определенное время в своем графике, а для ребенка введёте визуальное расписание. Тогда вы сможете понятным ребенку образом обосновать "сначала обед, потом музыка, потом играть".
Что касается повтора игр: у ребенка однозначно появятся любимейшие игры, в которые он будет хотеть играть снова и снова.
Такая ситуация сначала радует (потому что от ребенка исходит инициатива, он замотивирован на общение), а потом начинает сильно беспокоить родителей и специалистов - а что если он начнет играть в одну и ту же игру, и я не смогу его остановить
Во-первых, если знать правила организации простых сенсомоторных игр и сенсорные предпочтения ребенка, то легко можно придумать несколько аналогичных игр с предпочитаемыми ребенком ощущениями, которые так же ему понравятся, как любимая игра
Во-вторых, с определенного момента в занятие нужно вносить организующие элементы: ритуалы начала и конца занятия, уборку, ритуал завершения игры, визуальное расписание.
До их введения можно повторять любимую игру по нескольку раз за занятие: поиграли в одну, перешли к другой, вернулись к первой - это абсолютно нормально в самом начале, на первых этапах программы игротерапии.
После введения организующих элементов, особенно, визуального расписания, выбор игр тоже начинает подчиняться правилам.
Чтобы не сталкиваться с резким протестом, я рекомендую сделать для любимой игры несколько карточек-дублеров. Это позволит играть в нее несколько раз за занятие, но количество этих раз уже находится под вашим контролем. Постепенно вы убираете дублёры и оставляете только одну карточку любимой игры. Любая, даже самая разлюбимая, игра может быть проведена на занятии только один разЭто правило. Ребенок его выполняет, потому что доверяет вам , потому что в занятии, в принципе, все игры нормальные и попадают в его предпочтения и потому что есть внешняя опора в виде карточек и структуры занятия.
Источник
К списку...
|
|